Пользователей: 1
Гостей: 522
Всего: 523

» Подробно
» Сегодня


Привет, Гость!

Ник


Пароль


Запомнить?




» Добавить в избранное

» Сделать стартовой

Главная
Форум
Обзор игры
Мир Зоны
Файлы
Галерея
Разное






Статьи > Основные статьи > Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. («О-сознание» как прообраз системы управления ноосферой)

Дата: 10-06-2010 15:32 Автор: Федотовских А.В. Добавил: Leks Комм. [105]


«О-сознание» как прообраз системы управления ноосферой


«Вскоре после аварии 1986 года в Зоне отчуждения был создан комплекс секретных лабораторий. Группа учёных изучала гипотезу о ноосфере — информационной оболочке Земли. Ими был создан генератор излучения Кайманова, источник пси-поля. С его помощью был проведён эксперимент по воздействию на объект, расположенный в другом полушарии Земли. Сигнал был получен с искажением, будто кто-то его «подправил», исходя из этого, теория о разумности ноосферы стала рассматриваться серьёзно». «О-сознание» - это группа учёных, которая пытается контролировать Зону. Но их силы не безграничны и им время от времени требуются новые члены. Группировка «Монолит» - их охрана и связь с внешним миром. Правильные концовки «ТЧ»: присоединиться к «О-сознанию» или уничтожить его.

«О-сознание» ведет ко всем секретам зоны и находится в секретной лаборатории. Этой группой суперученых был создан «Выжигатель мозгов». Так повествует о создании и бытии «О-сознания» легенда игры. Пройдя все испытания «ТЧ», Стрелок встречается с голограммой Представителя группы, который рассказывает ему о проекте: «Мы — «О-сознание», группа исследователей, которые поставили перед собой цель изменить мир. Известно, что Землю окружает особое информационное поле — ноосфера. Она тесно связана со всеми разумными существами на планете и хранит все их мысленные образы. Мы решили подключиться к ноосфере и внести в нее изменения: убрав всё темное, что породило человечество, сделать мир идеальным. Ни один человеческий разум не обладает достаточной мощью, чтобы взаимодействовать с ноосферой, поэтому мы объединили наши сознания».



Рис. 20. Голограмма ученого из «О-сознания» (1), Стрелок — часть «О-сознания» (2)


Понятие «Ноосферы» в игре и в науке отличаются. Но игровой мир, созданный GSC Game World, содержит ряд несоответствий, поэтому говорить о точных определениях достаточно сложно. С другой стороны, именно фантастика становится одной из определяющих сил развития прогресса, поэтому, можно предположить, что даже игровая Ноосфера может быть вполне реальной.

Следует заметить, что термин «Ноосфера» не принадлежит В. Вернадскому, как это часто считается. Это понятие предложил профессор математики из Сорбонны Эдуард Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую оболочку, формирующуюся человеческим сознанием». Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно с крупнейшим геологом, палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский.

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития Ноосферы будет слияние с Богом. Однако научное обоснование ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского, ставшего употреблять термин «Ноосфера», но только в последние годы своей жизни.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Официальные исследования в СССР в этом направлении не поощрялись. И только в начале 90-х годов в научных изданиях современной России вышла целая серия статей, посвященных проблеме Ноосферы. Однако отношение к ней противоречиво, а нередко - негативно. В последние десятилетия Ноосферой стали называть информационное поле планеты, созданное человеческой мыслью. Согласно такому мнению, Ноосфера существовала с того момента как человек стал разумным, и мысль появилась. Если представить, что мозг каждого человека — это персональный компьютер, то Ноосфера — это единая всемирная сеть. Есть мнения, что Ноосфера - это единое информационное поле, объединяющее ВСЕХ мыслящих существ на этой планете, а не только людей. Другие ученые склонны считать электромагнитное поле Земли информационным, третьи связывают Ноосферу с малоизученными торсионными полями. За последние 10-15 лет число публикаций, авторы которых выражают свое понимание глобального и планетарного сознания, увеличивается ежегодно. И только часть материалов, так или иначе, носят научный характер. Большинство же - тексты, разные и по форме и по содержанию, зачастую просто не поддающиеся никакому анализу и пониманию, но использующие понятие «Ноосфера». То же самое относится и к появившимся «околонаучным» организациям, оперирующим этим понятием в своих сугубо личных целях. При этом под информационным полем Земли, называют субстанцию, хранящую информацию обо всех событиях и биологических объектах планеты. Сюда же относятся торсионные поля, эгрегоры, карасы (Курт Воннегут) и иные неакадемические знания и определения.

Что такое «О-сознание» в игре с научной точки зрения? Обратимся к этимологии слова. Доказано существование сознания, подсознания, надсознания (сверхсознания) как высших форм психической активности, присущих только человеку. Определения их более или менее внятны, хотя единого мнения и об этих феноменах человека до сих пор нет. Вероятно, что игровая группа ученых свое название могла получить от слова «осознание», имеющего множество определений. Приведем несколько наиболее применимых к игровому миру и связывающих это понятие с миром вещественным:

1. Достижение понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром (психотерапия).

2. Развитие программ и механизмов сознания при помощи получения и обработки дополнительной информации.

3. Развитие «интеллекта» организма, в соответствии с дополнительно полученным опытом в течение данной жизни.

4. Способ развития разума (интеллектуальная деятельность).

5. Способность наблюдать свою ментальную и физическую активность как бы со стороны (йога).

Все приведенные определения, так или иначе, являются задачами ученых, исследующих «ноосферные явления» и влияющих на происходящие в Зоне события. Из этого предположим, что «О-сознание» - коллективный разум, активность которого направлена на позитивное развитие самого себя и окружающего мира. Ученые подключены к ноосфере благодаря специальной аппаратуре. Они находятся в «колбах», внешне аналогичных наблюдаемым в кинотрилогии «Матрица».

Предполагая, что действие аппаратуры «О-сознания» основано на импульсах мозга ученых можно привести далекую аналогию с методом магнитно-резонансной томографии мозга совместно с энцефалографией.



Рис. 21. Лаборатория «О-сознание» (1), магнитно-резонансный томограф (2), томография мозга с электроэнцефалографией (3)


Близ ЧАЭС расположены установки для осуществления контроля над ноосферой — генераторы (приемопередатчики), взаимодействующие с полями и осуществляющие некий информационный обмен. Внешне эти сооружения напоминают классические планетарии. По истории игры выброс был не радиационный, а аномальной энергии и мог быть произведен благодаря генераторам. В игре реализована возможность подключения человека к ноосфере посредством технических или кибернетических разработок.

Обмениваться информацией, по некоторым уверениям, можно иначе — естественными, а не искусственно созданными техническими средствами. Ряд российских и зарубежных ученых и общественных деятелей утверждают, что все мы подключены к ноосфере (трактуя ее как информационное поле планеты), но получать информацию «напрямую» не можем — это приведет к перегрузке мозга и непредсказуемого для человека исходу. Способов такой прямой и естественной связи достаточно. В основном - это разновидности измененных состояний сознания, большинство из которых пока исследованы незначительно и не считаются строго научными. Так, в России создана и работает школа под руководством В.М.Бронникова, в которой «учат не только подключать мозг к мировому компьютеру - ноосфере, но и помогают организовать собственный мыслительный аппарат таким образом, чтобы он идеально синхронизировался с ноосферой». Но и методы и сама работа В.М.Бронникова вызывает массу противоречий и сомнений в истинности. И это относится не только к упомянутой выше школе, но и к школе академика В.А.Петрова «Прогрессия», а также к ряду других способов обращения информации между человеком и планетарным информационным полем (парапсихология, магия, ясновидение, экстрасенсорика, проскопия и т.д.), которые часто используются шарлатанами.

О разработках технических средств взаимодействия с информационным полем известно еще меньше. В публичном доступе существуют лишь единичные примеры таких исследований. Так, в начале 1990-х годов в Институте экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН проводились исследования по сверхчувственному восприятию с использованием «зеркал Козырева» — специальной системы вогнутых алюминиевых зеркал, изобретенной знаменитым советским астрофизиком, доктором физико-математических наук Николаем Александровичем Козыревым.



Рис. 22. Зеркально-лазерная установка «зеркала Козырева» в Международном институте космической антропоэкологии имени Н. А. Козырева в Новосибирске (из материала в журнале XXI век. — Новосибирск, 1998. — № 3. — С. 4-9).


Опытами руководил доктор медицинских наук, академик РАМН Влаиль Петрович Казначеев. Люди, помещенные в цилиндрические спирали, испытывали самые разнообразные аномальные, психофизические ощущения, что зафиксировано в протоколах исследований.

Испытуемые внутри «зеркал Козырева» ощущали «выход из собственного тела», кроме того, сотрудники Казначеева фиксировали случаи проявления телекинеза, телепатии, трансляции мыслей на расстояние. Способности эти, согласно полученным данным, резко обострялись внутри камеры из 2-3-метровых слегка искривленных металлических зеркал. Академик Казначеев считает, что описанные феномены — это реакция информационного поля Земли на «внедрение» в него с помощью «зеркал Козырева» человеческих мыслеформ.

В феврале 2005 года профессор Харьковского национального университета радиоэлектроники (ХНУРЭ), доктор технических наук Николай Колпаков рассказал о феномене P-волн (пи-волн), которые, при помощи специальной аппаратуры, разработанной в университете, позволяют считывать мысли с мозга человека на расстоянии. Ученый утверждает, что с помощью генератора Р-волн возможен и обратный процесс - программирование людей на подсознательном уровне. Говоря на современном языке — это «инсталляция» мозга человека, как своеобразного биокомпьютера. Р-волны этой энергии, по мнению Н. Колпакова, имеют частоту примерно 10 в 40 степени герц, скорость распространения в вакууме порядка 10 в 19 степени метров в секунду, что в миллионы раз больше скорости света, что было проверено на практике в ХНУРЭ, где была создана соответствующая аппаратура. Также построена и регистрирующая эти частоты аппаратура и есть возможность читать на расстоянии мысли любых людей, без каких либо контактных «подключений» к ним.



Рис. 23. В.П. Казначеев (1), Н.Д. Колпаков (2)


И все же, до времени создания реальных технических средств установки связи с информационным полем огромная пропасть. Современная наука (по крайней мере, публичная) до сих пор не создала принципиально новых интерфейсов мозг-машина.

Существующие нейроимпланты не имеют высокой практической ценности, а внешние «шапочки» (аналоги энцефалографов) с электродами, способные передавать электрическую активность мозга, несовершенны и нуждаются в серьёзной доработке.



Рис. 24. Современные нейроинтерфейсы


Раскрытие нервного кода — один из главных вызовов в нейронауке. До тех пор, пока не осуществится полноценное слияние человека и машины, описанное в киберпанк-фантастике или бионике, говорить о технических возможностях управления любого рода полями преждевременно. Но минимальная вероятность существования подобия «О-Сознания» все же присутствует. Можно долго говорить про то, что это - элементы лженауки или наоборот прорыва в будущее, но подтвердить или опровергнуть невозможно. Для этого и существуют секретные лаборатории Х.
Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] > 6 < [7] [8]


1.   Разместил qarp0w   10-06-2010 18:11  

Ну есть некоторые игровые ошибочки)
А так прикольно почитать!)

2.   Разместил Deхter   10-06-2010 18:20  

Я думаю, что GSC возьмёт на заметку замечания и предложения от Федотовского.

3.   Разместил Pulsar   10-06-2010 18:45  

Почитаем

4.   Разместил Domopitek   10-06-2010 19:05  

Довольно детальная статья, мне понравилось. Есть немного замечаний по поводу путаницы с событиями в разных частях игры, ну и вот - "а также паранаучные направления:1. Археология
2. Архитектура". Каким местом то?

5.   Разместил AleXslepoy   10-06-2010 20:12  

Действительно интерестно!

6.   Разместил McAron   10-06-2010 20:37  

Впервые вижу такой НАУЧНЫЙ подход к игре, да ещо и любимой. Радует! Надо почитать, но только лень...

7.   Разместил Fanatt   10-06-2010 20:54  

Автору надо проверить текст на наличие ошибок, грамматических и пунктуационных.

Текст не зацепил, ибо все с технической стороны зрения, математика, физика. Изредка встречается география (и та физическая). По сему работа не считается для меня интересной.

8.   Разместил SR__   10-06-2010 21:37  

lдамм неплохо написано но то что ошибок не мало это немного обижает, мне сам текст очень понравился автору надо пожать руку)

9.   Разместил крысобелка   10-06-2010 22:55  

монолит существует 0_о корть)))

10.   Разместил Ataman_ua   10-06-2010 23:09  

Прикольно...

11.   Разместил БаЛаБоЛ   11-06-2010 00:29  

Хорошая статья!

12.   Разместил ОдиночKa   11-06-2010 01:33  

Познавательная статейка

13.   Разместил Samum2000   11-06-2010 02:11  

Поржал - Космическую Одиссею написал Айзек Азимов. Я со стула упал.

Эту книгу написал Артур Кларк.

14.   Разместил ЮргентЪ   11-06-2010 02:53  

Samum2000
Не путай - это разные книги.


Цитата
2010 году стал автором и экспертом программы «Кибер-PR»

Этим все сказано.

15.   Разместил TERADRON   11-06-2010 05:05  

фантасты предвидят будующее.как наутилус был прототипом атомных подлодок так и сталкер может быть прототипопом нашего будующего.хотя ине бы не хотелось такого будующего.

и почему ничего про группировки не сказано.

16.   Разместил seliger   11-06-2010 06:58  

Ничего нового!

17.   Разместил enio   11-06-2010 09:53  

Дорогие форумчане! Большое спасибо за содержательную критику. Ошибки действительно есть - буду исправлять. Однако, моей целью было показать игру с другой стороны - содержательной и несущей элементы познания мира реального через виртуальный.
Спасибо вам за хорошие отзывы!

to Domopitek:

Цитата
Довольно детальная статья, мне понравилось. Есть немного замечаний по поводу путаницы с событиями в разных частях игры, ну и вот - "а также паранаучные направления:1. Археология 2. Архитектура". Каким местом то?


Дело в том, что в данном случае научные и паранаучные направления просто объединены в один список.

to Fanatt:

Цитата
Автору надо проверить текст на наличие ошибок, грамматических и пунктуационных.

Текст не зацепил, ибо все с технической стороны зрения, математика, физика. Изредка встречается география (и та физическая). По сему работа не считается для меня интересной.

Ошибки буду править, но я изначально во вступлении указал, что материал пилотный и требует доработки. Математика и физика (инженерия) действительно превалируют, но ведь именно эти науки являются основой современной атомной энергетики, являющейся основой игры.

to TERADRON:
Цитата
и почему ничего про группировки не сказано

Про группировки, психологическую и социальную составляющую игры у меня планируется материал, связанный с идеологией игрового пространства. Пока в работе.

18.   Разместил killer34   11-06-2010 13:03  

очень интересная статья для тех кто не разучился думать

19.   Разместил Ребус   11-06-2010 13:16  

Хм. Хотел было возмутиться отсутствием анализа группировок, но

Цитата
Про группировки, психологическую и социальную составляющую игры у меня планируется материал, связанный с идеологией игрового пространства. Пока в работе.
порадовало
Немного повеселило это:
Цитата
— Повысить роль ученых Ввести ряд научных экспериментов, проводимой группировкой «Ученые» совместно с главными героем (в модах или новых играх).
Вот что бывает, когда учёные заигрываются в S.T.A.L.K.E.R. А я - электрик, сделайте миссию, на прокладку кабельной линии Бар-Янтарь!
А кроме шуток - статья не плохая, Автору респект и одобрение.

20.   Разместил Domopitek   11-06-2010 14:02  

Цитата
to Domopitek:
Цитата
Довольно детальная статья, мне понравилось. Есть немного замечаний по поводу путаницы с событиями в разных частях игры, ну и вот - "а также паранаучные направления:1. Археология 2. Архитектура". Каким местом то?


Дело в том, что в данном случае научные и паранаучные направления просто объединены в один список.


ДАже если так, интересует просто как именно архитектура и археология связанны со столкером? Имею мнение что никак.



???????@Mail.ru Rambler's Top100
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Страницы сайта могут содержать информацию, запрещенную для
просмотра посетителям младше 18 лет. Авторское право на серию игр «S.T.A.L.K.E.R» и используемые в ней материалы принадлежит GSC Game World.

Использование материалов сайта возможно с разрешения администрации. Все права защищены. © 2004–2024 «Stalker-Portal.ru»