Игра, которую мы ждали
GSC GameWorld. Компания, которая, по идее, не должна была покинуть задворки индустриального Киева, неожиданно прогремела на весь мир мегахитом «Казаки».
Спустя какое-то время, смолотив хорошенечко деньжат со своего шедевра и прикупив солидный офис, компания принялась в ускоренном режиме создавать новые игрушки. Всё, что было после первых «Казаков» и адд-онов к ним, можно смело окрестить серой массой – малобюджетные, ничем не примечательные стратегии, несколько аркадных игрушек, с треском провалившийся Venom, и продолжение Казаков – «Казаки II: Наполеоновские войны» - средней интересности стратегия с приятной графикой, полное отсутствие сюжета и абсолютно скучные внутриигровые видеоролики. Ни оригинальной стратегической системы, ни, собственно, самих казаков здесь не осталось – разве что название. Продолжения всеми любимой стратегии сделать не удалось. Продукция компании не окупалась.
Задолго до релиза «Наполеоновских воин», а именно в 2000 году, GSC GameWorld берётся за разработку собственного графического движка. По словам старожилов компании, новый движок предполагался как основа некой футуристической игры о мире будущего: с целыми городами, странами и даже планетами.
Изначально движок X-Ray создавался для игры под названием Oblivion Lost, которая повествовала о злоключениях группы исследователей в фантастическом мире. Но концепция не прижилась, и неожиданно выдвинутая кем-то идея Чернобыльской зоны отчуждения обрела поддержку команды, была развита и обрела свои черты. Название меняют на Stalker: Oblivion Lost, правда, из-за проблем с авторскими правами, пришлось в последствие добавить точки, превратив название в аббревиатуру - S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost. В этот же момент рождается идея A-life. После того как издателем становится THQ, в марте 2003, очередной раз меняется название - на S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, видимо чтобы западным игрокам было понятнее в чём, собственно, дело.
По «легенде» игры, в 2006 году с Зоной произошло что-то странное: прогремел взрыв, и окрестности засияли ярчайшим светом. Согласно данным со спутников, эпицентр взрыва находился в километре от Чернобыльской атомной электростанции. Уже на следующий день Зону площадью тридцать квадратных километров оцепили регулярные войска, попытки проникнуть в зону поражения не увенчались успехом. Тем временем заражённая площадь скачкообразно расширялась, захватывая всё большие территории.
Спустя несколько лет Зона стабилизируется и редкие экспедиции приносят информацию о таинственных явлениях этих мест. Мутировавшие существа с невероятными способностями и аномалии – смертельные вездесущие сгустки энергии, порождающие артефакты, которые обладают невероятными способностями. Артефакты приобретают большую ценность. Именно за ними в Зону проникают сталкеры. К 2012 году Зона становится обитаемой: сталкеры-одиночки, мощные группировки и небольшие группы сталкеров, объеденных общими интересами или идеологией, целый заповедник разнообразных тварей.
Разработчиками была поставлена цель – создать ни много ни мало систему симуляции жизни. Системе дали даже имя – A-life. Зона площадью тридцать квадратных километров должна стать виртуальным домом для нескольких сотен живых существ. Причём каждый персонаж обладал способностью трезво оценивать обстановку вокруг себя и принимать важные решения, от которых порой будет зависеть его собственная жизнь. Существа Зоны самым непосредственным образом взаимодействуют между собой – объединяются в группировки (стаи), воюют, убивают, зарабатывают деньги, спят, охотятся, едят и отдыхают. Животные мигрируют и поедают друг друга, сталкеры постоянно обмениваются между собой информацией.
Например, мы можем встретить сталкера-новчика, пообщаться с ним, обменяться товаром, а потом, спустя какое-то время, найти в лесах его растерзанный собаками труп или, напротив, порадоваться за товарища, прочитав очередную сводку новостей Зоны, где ему уделили особое место. В радиусе нескольких сотен метров жизнь визуализируется, всё, что происходит за её пределами, работает в «фоновом» режиме, но так или иначе игровой мир является единым целым, и в какой-то степени даже то, что происходит в нескольких километрах от персонажа, влияет на его жизнь и жизнь других существ Зоны. Отличительной чертой S.T.A.L.K.E.R. являлась изначальная концепция, согласно которой главный герой совсем даже не главный, он лишь «один из» - живёт и выживает на ровне с другими. Но это, конечно, не означает, что он беззащитен и должен пугаться каждого шороха. По ходу игры персонаж обзаводится оборудованием и амуницией - «стволы» разного калибра, автоматы, гранаты, бронекостюмы, различные датчики и т.д.
Короче говоря, мир вокруг игрока действительно живёт.
Спустя полтора года работы – к 2003-му году – искусственный интеллект всё-таки заработал. На специально отведённой тестовой локации разработчики устроили арену сражений, где персонажи – сталкеры и монстры – воевали друг с другом. Результаты были впечатляющими. Целью работы было обеспечить автономность AI – когда персонаж игры не привязан к уровню и самостоятельно прокладывает себе путь к цели. Но это было лишь началом пути.
Продемонстрировав на одной из выставок свою разработку, компания получила массу предложений и возможность самостоятельно выбрать себе издателя. Как наиболее приемлемый вариант была выбрана THQ. Никаких сроков на разработку, практически полная свобода действий со стороны GSC GameWold и процент с продаж на Западе.